03.07.2023 13:38
Аналитика.
Просмотров всего: 20247; сегодня: 7.

73% россиян предпочтут починить сломанную вещь, а не купить новую

73% россиян предпочтут починить сломанную вещь, а не купить новую

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости, о потребительских предпочтениях россиян на фоне санкций, инфляции и ухода привычных брендов. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Алексей Верижников, директор ВЦИОМ Консалтинг:

«Во время эпидемии коронавируса делались прогнозы, что торговые центры будут постепенно отмирать. В теории их должны были заменить шоурумы, где товары, условно, можно “пощупать” руками, а потом заказать через интернет-доставку, постольку так намного дешевле. Однако в России торговые центры — это не просто точки продаж, но и места социализации и проведения досуга. В небольших российских городах торгово-развлекательные центры часто являются почти единственным “цивильным пространством”, куда можно прийти с семьями, чтобы провести время. 

Кроме того, шопинг, в особенности для женщин — это прежде всего эмоции и особый вид досуга. Важна атрибутика и атмосфера места продажи — бутик или красивый торговый центр. Что же касается интернет-доставки, то она не дает таких эмоций, это просто экономия денег. 

Западные санкции не обрушили российскую экономику, а только несколько усложнили ей жизнь. Поэтому полная “отмена” торговых центров как класса не удалась ни пандемии, ни тому состоянию экономики и социума, которое мы называем кодовым словом “турбулентность”».

Дорогостоящие товары — это…

«Дорогостоящий товар» — понятие относительное. Потребитель трактует его исходя из своих финансовых возможностей, социального положения, образа жизни: для одних это роскошные спорткары и драгоценности, для других — качественные продукты питания и одежда. Как показывают результаты исследования, спектр ответов россиян о дорогостоящей продукции достаточно широк. К таковой они относят прежде всего товары длительного пользования, нежели предметы роскоши.

Автомобили / автозапчасти — первое, что приходит на ум большинству россиян при упоминании дорогостоящих товаров (56%), что в целом подтверждается официальной статистикой. Согласно данным Росстата, новая иномарка вошла в топ-10 подорожавших товаров минувшего года — годовой прирост ее цены составил 39,11%. Недвижимость, в том числе загородная — земельный участок, дом или дача, — расположилась на второй строчке народного рейтинга (42%), бытовая / электронная техника — на третьей (27%). Для каждого пятого дорогостоящими являются продукты питания — овощи, фрукты, мясо, морепродукты и др. (21%). В группе 60+ лет и россиян с низким потребительским статусом в тройку самых популярных ответов вошли продовольственные товары (26% и 37% соответственно).

Менее охотно к дорогостоящим товарам россияне причисляют предметы гардероба — одежду и обувь (8%), мебель и стройматериалы (по 6%). Предметы, имеющие не только материальную, но и художественную, историческую ценность (антикварные вещи, ювелирные украшения, драгоценности), назвали еще 8%, вдвое реже звучали атрибуты богатой жизни — самолеты, яхты, вертолеты (4%). В единичных случаях упоминались такие категории товаров, как компьютеры и гаджеты (по 3%), лекарства и медицинские услуги (3% и 2% соответственно), бензин и бытовая химия (3% и 2% соответственно). Несмотря на ощутимый рост цен на путешествия, они также оказались в аутсайдерах (2%).

С улучшением материального положения назвать дорогостоящие товары становится затруднительнее. В группе с низким потребительским статусом содержательный ответ смогли дать 94% опрошенных, в группе с высоким — 83%.

Чем выше материальная обеспеченность, тем чаще в ответах россиян фигурируют такие категории товаров, как недвижимость и предметы роскоши — антиквариат, драгоценности и др. Например, граждане с высоким и средним материальным положением называли недвижимость в 1,5 раза чаще, чем менее обеспеченные (44-45% vs. 30%). Обратная ситуация наблюдается в случае с продуктами питания, бытовой техникой, одеждой и мебелью. Так, покупка последней проблематична для 11% россиян с плохим материальным положением и только для 3% — с высоким.

Стабильность — признак мастерства?

За последний год более чем у трети россиян изменились покупательские стратегии (38%), в том числе 34% отметили, что стали реже приобретать дорогостоящие товары, тогда как чаще покупки такого рода начали совершать 4%. Ничего не изменилось за рассматриваемый период у 57% россиян. Сохранить потребление дорогой продукции на прежнем уровне удалось в первую очередь высокообеспеченным гражданам (71%) и работникам бюджетных организаций (65%).

Любопытно, что ответы на данный вопрос весьма схожи у москвичей/петербуржцев и жителей сельской местности — большинство в этих группах отмечают неизменность потребительских привычек (62% и 63% соответственно). По-видимому, солидарность горожан и сельчан кроется в разном видении дорогостоящих товаров.

Офлайн vs. онлайн: и вновь продолжается бой!

Благодаря пандемии шопинг в интернете прочно вошел в нашу повседневность. Достаточно всего пары кликов мыши, чтобы выбрать и заказать нужный товар, который в кратчайшие сроки будет доставлен прямо домой. Однако, когда дело касается дорогих покупок, российские потребители отдают предпочтение привычному офлайн-шопингу. В общей сложности традиционный ритейл для приобретения дорогих товаров выбирает каждый второй россиянин (48%), в том числе 29% не видят ему альтернативы («покупают только в обычном магазине»). Приверженцами интернет-шопинга можно назвать 16% наших сограждан, включая 3% заядлых любителей онлайн-шопинга, совершающих покупки только в сети. Еще четверть россиян придерживаются золотой середины и делают дорогостоящие онлайн- и офлайн-покупки с одинаковой частотой (24%). Лучше всего маневрировать между двумя форматами шопинга удается молодым людям 18-24 лет (42%).

Типичный приверженец офлайн-покупок — россиянин в возрасте 45 лет и старше (45-59 лет — 51%, 60+ лет — 64%), со средним образованием и ниже (64-70%), проживающий в небольшом городе с населением до 100 тыс. человек или селе (53% и 64% соответственно) и предпочитающий телевидение интернету (78%).

Среднестатистического сторонника онлайн-покупок отличают молодой возраст (25-34 лет — 28%), наличие высшего образования (23%), проживание в одной из столиц (28%) и активное пользование интернетом (29%).

По мнению россиян, с той или иной периодичностью совершающих дорогие покупки в обычных магазинах (доля группы — 72%), главное преимущество офлайн-формата — возможность посмотреть, пощупать товар и оценить его качество (45%). Заметно реже упоминают более низкие цены в сравнении с маркетплейсами (11%), 9% привлекает высокая скорость покупки («не надо ждать доставки / взял и купил»), 7% — возможность приобрести в обычных магазинах продукты питания (7%). Еще для 6% важна консультация продавца, для 5% — наличие акций и скидок.

Топ-3 преимуществ онлайн-покупок в представлениях тех, кто допускает покупку дорогостоящих товаров через интернет (доля группы — 40%): выгодная цена, мобильность («не нужно выходить из дома / заказ из любого места») и широкий ассортимент (39%, 31% и 27% соответственно). Еще 18% привлекают удобство и скорость доставки, 8% — акции, скидки, кешбэк, 7% — наличие отзывов о товаре. По 6% отметили легкость выбора, а также те категории товаров, которые предпочитают заказывать онлайн (одежда, бытовая техника, электроника), 5% — возможность сравнения товаров у разных продавцов.

Чинить нельзя купить.

Тренд на осознанное потребление все чаще заставляет задуматься, как поступить со сломанной вещью — подобрать ей замену или дать новую жизнь. На сегодняшний день большинство россиян придерживаются второй стратегии: 73% в случае выхода из строя каких-либо предметов обихода предпочитают их отремонтировать, в том числе 46% принимают наиболее экономное решение — чинят самостоятельно или просят помощи у соседа, еще 27% отдают вещь в ремонтную мастерскую. Приобретают новый товар на замену сломанного 18% опрошенных.

Решение о судьбе сломанного товара принимается исходя из имеющихся ресурсов. Россияне с хорошим материальным положением вдвое чаще россиян с плохим материальным положением покупают новую вещь (26% vs. 13% соответственно). Последние более чем в половине случаев ремонтируют изделие самостоятельно (56% vs. 43-45% среди граждан с высоким и средним уровнем благосостояния).

О вернувшихся брендах.

На фоне событий минувшего года, санкций и ограничения импорта произошел массовый отток западных брендов из России. Некоторые зарубежные компании полностью остановили деятельность в стране, часть — перешли в собственность государства или нашли новых владельцев в лице российских предпринимателей, а другие «переоткрылись» под новым брендом. Возвращение иностранных компаний под другим названием россияне воспринимают преимущественно нейтрально (54%), особенно молодежь 18-24 лет (71%). Положительное отношение декларирует каждый пятый (21%), отрицательное — 18%.

Позитивный настрой чаще присущ жителям городов с населением 500-950 тыс. человек и больше (26% vs. 16-19% в менее крупных населенных пунктах). По-видимому, это связано с представленностью и доступностью западных брендов именно в крупных городах, в результате чего для жителей более актуально их возвращение.

Ранее 71% россиян отмечали, что в случае отсутствия нужных товаров определенной иностранной марки в России они отдадут предпочтение другому доступному в стране бренду. Лишь каждый восьмой будет искать способ приобрести товар из-за рубежа (12%) и только 6% дождутся его появления в России или откажутся от покупки (6%).


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8608 публикаций
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/shoping-v-rossii-trendy-vyzovy-orientiry
Поделиться:

Интересно:

Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
29.10.2024 12:35 Мероприятия
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
В пресс-центре ТАСС прошла конференция, посвященная годовщине освобождения Украины войсками Красной армии от оккупации нацистов и их пособников. Организатор мероприятия - Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации. Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
28.10.2024 18:30 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными автолюбителям картами благодаря кешбэку на АЗС, за покупку запчастей, автосервис и шиномонтаж.   В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов всех российских банков. В результате...
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
28.10.2024 18:14 Аналитика
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
В конце сентября 1941 года началась великая битва под Москвой. Это было одно из крупнейших событий Второй мировой войны. Не сумев после Смоленского сражения сходу прорваться к Москве, немцы не успокоились. 6 сентября фашисты приняли новое решение захватить Москву, разработав план операции «Тайфун»...
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
28.10.2024 17:34 Консультации
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
Бизнес в малых городах - это хорошая возможность открыть свое дело, не подвергая себя рискам крупных городов. В их числе высокая конкуренция, сложности с поиском хороших локаций, пресыщенность местных жителей ассортиментом товаров и услуг и др. У бизнеса в малых городах есть своя специфика, зная...