09.10.2025 15:13
Аналитика.
Просмотров всего: 734; сегодня: 6.

Шопинг по-русски. От ярмарки до гастронома

Шопинг по-русски. От ярмарки до гастронома

От торжища до торговых рядов, от ярмарок до лавок и гастрономов. Как бы ни именовали места купли-продажи — суть на протяжении веков остается прежней. Не только купить что-то нужное, но и, как говорится, себя показать. «Ярмарка превращала жизнь в своего рода сказку, наполняла ее радостью, весельем, шутками, отключая от обыденности», — заметил русский поэт Николай Некрасов. Не укрылось это обстоятельство и от русских художников. Живописцы охотно переносили на полотно картинки из торговой жизни. 

Аполлинарий Васнецов. «Книжные лавочки на Спасском Мосту в XVII веке»

Знаток древней Москвы, мастер исторической реконструкции любил заглянуть в прошлое столицы. Москва белокаменная и, как следует из полотна художника столетней давности, — читающая. Деревянные прилавки — да с крышей, чтобы уберечь бумажный товар от непогоды. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. Изначально продавали на бойком месте книги религиозные — рукописные и печатные. Дополнился ассортимент букварями, травниками и даже сборниками песен. Особый спрос был на лубочные картинки. Покупки тут же обсуждали — чем не первые читательские клубы?

Владимир Маковский. «Выбор приданого»

В лавку по особому поводу. Покупка приданого — дело важное, не терпит суеты. Да и с примеркой в тесноте маленького магазинчика тканей — не развернуться. Так что прикинуть наряд будущей невесты можно и на улице. Смущенная — будущая новобрачная, услужливый — галантный продавец, придирчивые — суровые родители, и, как водится, — любопытные зеваки. Белая фата притягивает взгляды. Вот и повод — кому-то вздохнуть с ностальгией, а кому-то — с сожалением. От мастера жанровых сцен Владимира Маковского не ускользнула ни одна деталь.

Борис Кустодиев. «Ярмарка»

Ярмарка — как праздник. Взгляд главного живописца «третьего сословия» Бориса Кустодиева. «Богатырь русской живописи», как именовал Кустодиева Илья Репин, с особой охотой рисовал не только купчих у самовара, но и лавочников. За рекламой товара и подсчетом прибыли. Шум и разговоры: переливы гармошки и гомон голосов. Ярмарка — повод надеть юбку поцветастее и платок понаряднее, рубаху выходную да лапти новые. А еще — повод товаров для хозяйства прикупить и подивиться, да хоть на куклу деревянную. Особенно если ты девочка лет шести. Хоть и держишь уже одну, а другие все равно хочется.

Рихард-Карл Зоммер. «Кавказский базар» («На базаре в Тифлисе»)

В поход — за экзотикой. Место назначения — восточный базар. Неотъемлемая часть любого заморского путешествия. Белокаменные улицы, палящее солнце и такая притягательная тень в нише торговых лавок восточных купцов. Уютный полумрак и не менее уютные товары: шелковистые ковры с гипнотическим узором и струящиеся ткани. Таким восточный базар увидел русский живописец, один из основателей Тифлисского общества изящных искусств Рихард-Карл Зоммер. Художник писал со знанием дела: в начале ХХ века объехал всю Среднюю Азию и Закавказье.

Алексей Моргунов. «Мясная лавка»

За продуктами. В мясную лавку. Как и следует представителю русского авангарда, Алексей Моргунов увидел даже лавку мясника яркой и красочной. Товар на прилавке — словно праздничные флаги на башнях. Для четкого ориентира — рядом с самой притягательной на рынке торговой точкой крутится собачка. Целеустремленная и сосредоточенная. Автор картины, внебрачный сын Алексея Саврасова, ученик Константина Коровина, за свою творческую жизнь оставил позади немало стилей и жанров — от неопримитивизма до феврализма, неоклассицизма и, наконец, соцреализма.

Виктор Киселев. «Покупательницы в сельпо перед праздником»

В сельпо — за настроением. Горящие глаза так хорошо видны из-за прилавка. Солнечно-желтый, конечно, к лицу. Отрез с россыпью ярких цветов, возможно, станет струящимся на женской фигуре платьем. Балалайки и гитары, самовары и подносы, будильники и оцинкованные ведра. Сельский магазин — праздная тема для художника Виктора Киселева. Он все больше писал односельчан за работой — в деревне Комаровка Ульяновской области. Но перед праздником — можно и про настроение, которое при походе за покупками никто не отменял.

Юрий Пименов. «В магазине»

От маленьких лотков — к универмагам. Эпоха советской торговли диктует новый стиль: не просто большие торговые залы, но зачастую — колонны, арки, эркеры. И это не музей. Советский гастроном — звучало гордо. Взгляд из 1938 года — работа Юрия Пименова. Автор знаменитой «Новой Москвы» разглядел особый блеск в обычном магазине. Гигантские окна, высокие потолки, продавцы в белом, стройные ряды продуктов.

Эстетика и стиль, вплоть до овальных витрин. Окорок за прозрачным стеклом — хоть пиши отдельный натюрморт. Особый штрих — дама в лихо заломленном берете небрежно снимает перчатку. Если б не плетеная корзина, решишь — пришла на выставку.

Автор: Наталья Летникова, портал «Культура.РФ»

Изображение (фото): портал «Культура.РФ»


Участники событий и другие указанные лица:


Аполлинарий Васнецов. «Книжные лавочки на Спасском Мосту в XVII веке». 1902 г. ГТМ
Аполлинарий Васнецов. «Книжные лавочки на Спасском Мосту в XVII веке». 1902 г. ГТМ

Владимир Маковский. «Выбор приданого». 1897–1898 гг.
Владимир Маковский. «Выбор приданого». 1897–1898 гг.

Борис Кустодиев. «Ярмарка». 1906 г.
Борис Кустодиев. «Ярмарка». 1906 г.

Рихард-Карл Зоммер. «Кавказский базар» («На базаре в Тифлисе»)
Рихард-Карл Зоммер. «Кавказский базар» («На базаре в Тифлисе»)

Алексей Моргунов. «Мясная лавка».1910–1911 гг. Областной художественный музей Ярославля
Алексей Моргунов. «Мясная лавка».1910–1911 гг. Областной художественный музей Ярославля

Виктор Киселев. «Покупательницы в сельпо перед праздником»
Виктор Киселев. «Покупательницы в сельпо перед праздником»

Юрий Пименов. «В магазине»
Юрий Пименов. «В магазине»


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12143 публикации
Сайт: www.culture.ru/materials/147538/shoping-po-russki-ot-yarmarki-do-gastronoma
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...